Александру Кузнецову 81 год. Он является тренером с большим стажем, есть дочь Светлана, которая играет в теннис и весьма успешно, выигрывает многие международные турниры. Наставник воспитал много чемпионов, имеет десятки титулов.
А. Кузнецов начал тренировать еще в конце 60-ых годов прошлого столетия. За свою карьеру он успел побывать на 10 ОИ, включая последнюю, которая прошла в Токио. Одним из его лучших учеников является Вячеслав Екимов. Он выигрывал некоторые этапы на «Тур де Франс». Также велогонщик побеждал на олимпиадах, ЧМ и многих других турнирах.
Кузнецов очень строгий тренер со сложным характером. Чтобы у него учиться, нужно быть терпеливым. У Александра были и конфликты, например, с Олегом Тиньковым, который финансировал свою команду по велосипедному спорту. Несмотря на это, А. Кузнецова любят и уважают. Благодаря его стараниям, России получила множество медалей на олимпиадах. Сейчас же очень напряженная ситуация в велосипедном порте, велогонщики больше не приносят наград.
Журналист спортивного издания позвонил легендарному тренеру и узнал, что он думает про развитие отечественного велосипедного спорта…
Велоспорт очень медалеемкий. На ОИ в нем разыгрывается 22 комплекта наград
– Вы все напечатаете, что я скажу? – интересуется А. Кузнецов, – и про Министерство спорта?
– А вы чем-то недовольны?
– Вот смотрите, сейчас спорта высших достижений в РФ уже практически нет. Организация тренировок и состязаний никакая, одни отписки, никому нет дела до велогонщиков. Если вспомнить школу СССР, тогда спорт был единым, результатов добивались всей страной.
В те времена существовал один центр управления, где рассматривались очень важные вопросы. Все виды спорта обсуждались на конференциях, семинарах. Тренеры приходили и делились своими мнениями, методами друг с другом. В настоящее время все виды спорта выживают сами по себе.
В России есть закон «о физической культуре и спорте». Согласно ему, за все достижения отвечает федерация. Таким образом, Министерство спорта, Олимпийский комитет не несут никакой ответственности. Соответственно у них нет интереса и стимула сделать что-то лучше. Именно эти организации должны развивать спорт в стране, а они бездействуют. Вся забота лежит на тренерах и федерациях. Многие виды спорта брошены на растерзание.
– Это вы сейчас про велогонки?
– Не только у нас проблемы, подобная ситуация наблюдается в других мало популярных видах спорта.
– Государство оказывает вам какую-либо поддержку?
– Да, но она очень маленькая. Даже если сравнить с 2021 годом, то разница просто огромная. Нам непонятно, как вообще осуществляется финансирование, никакой конкретики нет. В Министерстве говорят: если хотите сделать сборы, подавайте заявки за 3 месяца, мы их рассмотрим и придумаем, что можно предпринять. Даже если и так, они все равно не справляются со своими обязанностями. Поданные заявки в Министерстве рассматривают всего за неделю, из-за этого многие мероприятия срываются. Для примера сборы у нас обеспечены только на 80%, остальные 20% нужно искать самим.
– А что говорят в федерации?
– У нее нет лишних денег, поэтому организация не может заниматься нашими сборами.
– Вы вкладываете свои деньги?
– Конечно, без этого никак. Мы стараемся найти финансированию отовсюду, откуда это возможно. Где-то средства региона остались, что-то добавляем сами из кармана. Сейчас очень сложное для спорта время, который и так стоит на краю пропасти. Мне непонятно, почему велогонкам уделяется так мало внимания, ведь в ОИ разыгрывают сразу 22 комплекса наград.
Если бы страна хотела больше медалей, ей нужно было бы развивать велоспорт. Во Франции, Британии проходят грандиозные турниры, куда съезжается весь мир. У нас, к сожалению, такого нет. Неплохо было бы организовать несколько глобальных турниров.
В Англии бюджет на развитие велогонок составляет 40 млн. футов. У них есть профессиональные команды, располагающие такими же средствами. В западных странах 300 сборных, в России – ни одной.
Сейчас, чтобы организовать соревнования, необходимо собирать множество разрешений, различных справок. За все это надо везде заплатить. Нашей федерации практически не дают денег, там нет ни одного штатного работника. Можно сказать, эта структура нищая, и от нее осталось «одно название».
Если государство окончательно перестанет поддерживать спорт, его не станет
– Может тогда велоспорт это не наше? У нас хорошо развиты другие виды спорта, национальные.
– Может так оно и есть. На территории России велогонки не пользуются большой популярностью. Если это так, значит нужно конкретно об этом заявить на всю страну, чтобы не обманывать детей. Ребята и девчонки, которые приходят к нам, вкладывают много усилий в тренировки. В среднем шоссейник накатывает до 40 000 км. в год. Человек трудится с малолетства, причем не пропуская и дня.
В России развивают только футбол и хоккей. Это неправильно, не всем нравятся эти виды спорта. Конечно, я понимаю, сейчас наступили очень сложные времена… Наше правительство и президент заняты другими геополитическими вопросами. А вот что делает спортивное руководство?
– Может просто у нас в правительстве никто не любит велогонки, поэтому и нет поддержки?
– Нет, есть С. Чемезов. Он занимается попечительством велосипедного спорта. Однако суммы вложений в него не такие большие, как, например, в волейбол. Министерство спорта говорит, что у нас очень много состоятельных спонсоров. Они выделяют нам только 5 млн. рублей в год – это ничто!
– Наверное, велосипедный спорт весьма дорогой?
– Да, конечно, но он нужен для наших граждан. Человек, который занимается велогонками, будет уже приспособленным к жизни и с закаленным характером. Наши руководители этого не воспринимают, так как сами далеки от велосипедов. Кстати, хочу отметить Мутко, который всем не нравится. Между прочим, он неплохо помог велоспорту и установил президентские стипендии.
Из-за пандемии, санкций в российском спорте появилась масса проблем. Теперь нас не допускают до международных соревнований, хотя недавно разрешили выступать под нейтральным флагом. Однако стоит помнить, что в таких случаях спортсменам в основном придется выступать за свои собственные средства. Вряд ли государство предоставит финансирование, чтобы наши спортсмены выступали без флага.
Если послушать наших спортивных начальников, все хорошо. О. Мытин говорит: «Там, где мы – там победа». Когда это слышишь, хочется посмеяться и сказать: «Только по телевизору все хорошо». У нас есть департамент спорта высших достижений… Очень громкое название, только непонятно, чем эта организация занимается.
– Справедливости ради, у нас же есть успешные спортсмены. Власова, например, воспитала эта система.
– Да, он хороший гонщик. Вошел в ТОП-5 «Тур де Франс». Однако таких, как он, единицы, а должно быть много. Сейчас в мире 500 профессиональных гонщиков и там только 2 россиянина. Это вообще смешно. На треке мы еще держимся в десятке лучших. Если поддержки не будет, мы и отсюда скатимся, ведь и так «висим на волоске». Мы постоянно выпрашиваем деньги на простые нужды.
– В Крылатском собрались отобрать трасы. Вас пока не трогают, что об этом думаете?
– У нас частные треки и здесь занимаются только профессионалы. Именно поэтому вряд ли кто-то возжелает закрыть велотрассы.
– Мы слышали, что государство решило уйти из спорта. Именно поэтому скоро и этой поддержки не будет. С чего вдруг вам ему помогать?
– Пусть уходит, но создаст условия, как в развитых странах. Со всеми льготами для спорта.
– Про вас ходят слухи, что вы жесткий тренер. Это правда?
– Лучше спросите об этом у моих учеников.
Велоспорт в Великобритании – это машина. У нас ей противостоит только Екимов…
– Что вы думаете про систему подготовки гонщиков? Ее нужно переделывать или оставить, как было во времена советов?
– О чем вы говорите? Система меняется сама по себе, она адаптируется самостоятельно. Сейчас мы выполняем полный цикл подготовки спортсмена – от новичка до олимпийского чемпиона. Наша школа уже прошла проверку в 90-ых и нулевых. Если мы тогда не сумели приспособиться, не было бы никаких медалей.
– Вам уже 81 год. Люди идут на тренировки, как к опытному тренеру?
– Сейчас мы обучаем много юношей, есть резерв спортсменов. У нас предусмотрено 2 лицея, где обучают девочек и мальчишек. Например, в Санкт-Петербурге на соревнованиях сейчас находится от 150 до 200 гонщиков.
– Вот вы говорите, что все хорошо, спортсменов хватает… Расскажите, где они теряются? Может они меняют направление своей деятельности в переходе с юниоров во взрослые?
– Необходимо давно отказаться от понятий массовости и мастерства. Много гонщиков необходимо только на этапе отбора, чтобы выбрать лучших спортсменов и начать делать из них чемпионов.
Тренировка спортсменов – это пирамида. Чем выше уровень, тем больше отсеивается «лишних» людей. Хочу сказать, что профессионализм самих гонщиков с каждым годом растет.
– Ваша дочь занимается теннисом. С ним все хорошо, российские спортсмены стабильно в лидерах. Расскажите, почему там есть успехи, а в велоспорте уже практически нет.
– Теннис намного проще велосипедного спорта. В нем все держится на родителях, первый этап подготовки – это их забота. Мама и папа начинают учить своего ребенка теннису чуть ли не с четырех лет. Как правило, чтобы девочка или мальчик получили хорошую подготовку, нужно много денег. В велосипедный спорт идут же дети из малообеспеченных, часто неблагополучных, неполных семей. У них нет возможностей и средств на качественные тренировки, инвентарь.
Для примера, за рубежом родители садят малыша на велосипед с ранних лет и всячески его поддерживают. Когда ребенок идет в спортивную школу, мама и папа не перестают помогать. У нас обучают велоспорту без участия родителей. Например, в Санкт-Петербурге велоспорт бесплатный, новому ученику выдают снаряжение. Он может ходить на занятия, тренироваться, и родители ничего не будут вкладывать.
Однако, когда начинаются сборы, поездки на соревнования, тут уже понадобятся дополнительные финансовые средства. В России нет механизма для работы с лучшими. Допустим, сейчас нет ни одной профессиональной сборной. По идее все средства должны уходить на тех, что остались, а что у нас сейчас? Это же нищета.
– Глава федерации – ваш бывший подопечный Екимов. Вы связываетесь с ним?
– Мы постоянно с ним разговариваем. Он старается что-то делать для развития велосипедного спорта, но только в силу своих возможностей. Вот велоспорт в Великобритании – это машина, противостоит ей только один Екимов. Как он будет с ними бороться? Ведь у него для этого даже нет подходящих инструментов.
Конечно, мы не унываем и стараемся делать все, что должны. Раньше во времена советов люди радели за дело, главными были медали, достижения. Сейчас же одни отписки. Такое чувство, что спортивному правительству до велогонщиков вообще нет дела.